Биндюжник значение слова и история возникновения этого понятия

Биндюжники

В настоящее время значение слова биндюжник трактуется в нескольких вариантах. Первый — это грубый и необразованный человек. Второе — название профессии грузчика, который работал в порту или на большегрузной извозной телеге. Третий — человек, входивший в одесский воровской клан (профсоюз биндюжников), который существовал в Одессе в конце 19-го, начале 20-го века.

История возникновения данного понятия

Чтобы разобраться в вопросе, что означает слово биндюжник, кто это такой, и откуда возникло само понятие, нужно заглянуть в историю и вернуться почти на 200 лет назад, когда появилась эта профессия. Сейчас ее можно отнести к разряду самых редких и необычных, но в Одессе и некоторых других портовых черноморских городах, она считалась очень даже популярной и престижной, в конце прошлого и начале этого века.

Само слово произошло от названия телеги — «биндюх» (согласно словаря Даля), или от названия ломовой лошади — «битюг». Существует еще одна версия, откуда произошло это слово — от названия места, на котором восседал извозчик — «бинда». Так или иначе, биндюжниками в Одессе и других портовых городах стали называть грузчиков, перевозивших большое количество грузов на своих пароконных телегах.

Во времена Порто-Франко в Одессе большую популярность получили бенд-вагены. Так назывались пароконные подводы особой конструкции. Они отличались более узкой и удлиненной формой и большой вместительностью и грузоподъемностью (до 1,5 тонн), а также наличием железных осей. Обычно в них запрягали 2-х очень сильных коней-тяжеловозов — породы першерон или битюг. Такая конструкция была позаимствована у немцев-колонистов. Еще их называли площадками и они могли без проблем разъехаться на узких городских улочках, а также размещаться на пирсах и причалах.

Маршрут биндюжников обычно пролегал от порта и к рынку. Даже сегодня, на Ольгиевском спуске в Одессе, можно увидеть строение, в котором располагалось конюшня портовых возниц.

Чем портовый биндюжник отличался от обычного грузчика

Как понятно из самого названия, биндюжник осуществлял свою деятельность, используя специальную телегу на конной тяге, а обычные портовые грузчики, работали только за счет своей физической силы и выносливости. Одесский биндюжник, как правило, был достаточно уважаемыми людьми, которые за сезон могли очень хорошо заработать. В основном это происходило, в период, когда в порт начинали свозить повозки с зерном. При этом их собиралось такое количество, что пустить всех в город было просто невозможно физически. Во-первых, это привело бы к огромным заторам на дорогах, а во-вторых, к огромному количеству навоза (лошадиного). Тогда было принято постановление, пускать в Одессу только повозки биндюжников, на которые и перегружался весь товар, перед городской чертой.

Для этого выставлялись специальные посты, на которых торговые агенты заключали договора и оформляли необходимые документы. После этого товар перегружался и развозился по торговым точкам, складам, в порт и так далее.

Кто такие биндюжники одесские

Разбирая вопрос, кто такой биндюжник в Одессе, нельзя не затронут и криминальную сторону этого понятия. очень многие представители этой профессии занимались контрабандой. Ну, а известный из художественных произведений И. Бабеля и других писателей и статей из периодической литературы, Профсоюз Одесских Биндюжников — (некое подобие современной ОПГ), который контролировался Мейером Гершем (Мендель). Также биндюжники упоминаются в знаменитой песне Л. Утесова «Шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил».

Все это лишний раз является подтверждением, что в этом солнечном городе биндюжник — это не просто название профессии, а принадлежность к определенной социальной прослойке населения, которая объединила в себе колорит еврейской культуры, трудолюбие и сильный характер, грубость и неотесанность портовых грузчиков, разгульный образ жизни и любовь к свободе и независимости.

Биндюжником в Одессе стать было достаточно сложно.

  1. Наличием чего отличается одесский биндюжник — конечно пары коней и телеги. А это, по тем временам уже настоящее состояние.
  2. Он должен был быть высокого роста и обладать недюжинной силой.
  3. Уметь обращаться с лошадьми.
  4. Иметь соответствующее разрешение.

По свидетельству местных жителей, еще в конце 60-х — начале 70-х годов 20-го века, в Одессе можно было встретить последних представителей этой профессии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обратный звонок


Оставьте номер Вашего телефона и мы перезвоним Вам!